?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Специализированное образование для детей с отклонениями в развития в рамках классов общего потока в Японии

Кацуко Нивано, Кэйсукэ Аракава, Алексей Кованенко, Тадаси Китаока
Университет Тохоку Фуку си

1. Реформа системы специального образования Японии

(1) История специального образования в Японии

В Японии образовательная система как система существует с 1872 года. Для того чтобы эта система была эффективной, деятели образования того времени проходили обучение в Европе и Америке. Стало ясно, что необходимо создавать образовательную систему, ориентированную не только на здоровых детей, но и на детей с особыми нуждами. В 1878 году появилась первая специальная школа для детей-инвалидов. Она была специализирована для детей с нарушениями зрения и слуха. В 1940 году появилась школа для детей с умственной отсталостью. Позднее в обычных школах стали появляться специальные классы (special class) для детей-инвалидов. В настоящее время по всей стране во многих начальных и средних школах существуют специальные классы для детей с особыми нуждами (special class for children with special needs).

После окончания Второй мировой войны в 1945 году японская система образования сильно изменилась. Согласно новой Конституции за всеми детьми было признано право «получать образование в соответствии с возможностями», и Основной закон об образовании гарантировал это право. Продолжительность обязательного образования в Японии составляет 9 лет (6 лет начальной школы, 3 года средней школы), не изменилась она и сейчас. Дети начинают обучение в школе с 6 лет.

В отношении специального образования: с 1993 года в общих школах вдобавок к специальным классам была введена система факультативного обучения в общем потоке. Например, один раз в неделю ребенок посещает специальный кабинет (Resource Room), где проходит специализированное обучение. В настоящее время услугами этой системы пользуются дети с речевыми нарушениями, нарушениями слуха, трудностями в обучении, гипердинамией, аутизмом и т.п. (students with speech impairment, hearing impairment, learning disabilities (LD), attention deficit / hyper activity disorder (ADHD), autism).

(2) Закрепление обязательного специального образования

В Законе о школьном образовании определены начальные школы, средние школы, высшие школы, а также специальные школы, школы для слепых и глухонемых. В специальных школах обучаются дети с умственной отсталостью, нарушениями двигательной сферы или с физической ослабленностью. Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными. Благодаря этому сейчас в Японии все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе. Дети, которые не могут посещать школу вследствие своего дефекта, обучаются на дому.

(3) От специального образования (Special Education) к специализированному образованию (Special Needs Education)

Традиционно образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием» (special education), однако с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование (special needs education). Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами (school for special needs education). Дети с тяжелыми нарушениями обучаются в школах для детей со специализированными нуждами, а дети со сравнительно легкими нарушениями учатся в специализированных классах общих начальных и средних школ.

Следует отметить, что благодаря этим изменениям охват детей, нуждающихся в специализированной помощи, расширился. Раньше дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости) обучались в общих классах школы и были лишены специализированной поддержки. Но в 2001 году специальная комиссия указала на необходимость оказания специализированной педагогической высокофункциональным ayтизмом×поддержки, в частности, детям с LD •ADHD (high functioning autism: HFA), и с 2007 года дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости) также стали объектом специализированной поддержки.

В 2002 году было проведено общенациональное исследование. Анализ результатов показал, чтоб в общих классах начальных и средних школ около 6,3% учеников имеют отклонения в развитии без наличия умственной отсталости.

В обычных начальных и средних школах Японии примерно по 40 учеников в классе, в каждом классе по 2-3 ученика с отклонениями в развитии. Из них примерно 4,5% имеют проблемы с обучением, 2,9% - проблемы с поведением, 1,2% - и с обучением, и с поведением. Учитывая, что дети-инвалиды, являющиеся субъектами специализированной поддержки, составляют лишь 1,6%, становится очевидным, что дети с отклонениями в развитии составляют большую часть и работа с ними является одной из важнейших проблем современной Японии.

2. Определение понятия «отклонение в развитии» в Японии

В Японии термин «отклонение в развитии» (developmental disorder) толкуется неоднозначно. Его традиционное определение и определение, используемое административными органами, не являются одинаковыми. Традиционно этот термин был обнародован в Америке в 1970-е годы. Он был закреплен законодательно и охватывал умственную отсталость, психические расстройства и явную отсталость в период раннего развития. В настоящее время общепринято определение, закрепленное в законе «О поддержке детей с отклонениями в развитии», согласно которому Министерство образования выстраивает свою политику.

Определение

Закон о поддержке детей с отклонениями в развитии, параграф 1, пункт 2. Согласно этому закону термин «отклонение в развитии» определяется как аутизм (autism), синдром Аспергера (asperger syndrome; AS) и другие распространяющиеся отклонения в развитии (pervasive developmental disorder; PDD), трудности в обучении (LD), гипердинамия (ADHD) и другие подобные нарушения, связанные с функцией головного мозга, обычно проявляющиеся в раннем возрасте.

Таким образом, в настоящий момент в Японии в образовании официально «отклонениями в развитии» признаны LD, ADHD, HFA, AS, HFPDD.

3.Структура системы поддержки в школе

(1) Школьный комитет

В школе учреждается специальный комитет. Он состоит из административных работников (директор, завуч), преподавателей, которые ведут непосредственное обучение ребенка, координаторов (преподавателей школы, которые имеют знания в области специального образования) и внешкольных специалистов. Этот комитет является основным органом, который направляет образовательный процесс ребенка-инвалида, он кооперирует необходимые ресурсы для того, чтобы оказывать поддержку ребенку, преподавателям ребенка и школе в целом.

(2) Роль координатора

Роль координатора в школе очень важна. Координатор является первым связующим звеном в цепи по управлению деятельности комитета, а также осуществляет горизонтальные связи между специалистами. Также он консультирует родителей ребенка. Для того чтобы осуществлять эту деятельность, координатору необходимо иметь представление обо всем, что происходит в школе, и рационально подходить к проблемам специализированного образования ребенка.

(3) Роль школьного психолога

Система школьных психологов начала свое существование в 1995 году в качестве эксперимента, поставленного Министерством образования Японии. Сейчас она существует практически во всех средних школах. Все школьные психологи имеют квалификацию практикующего психолога (clinical psychologist), они проводят оценку психического состояния, проводят консультации для детей, их родителей, а также для преподавателей школы. Роль школьного психолога заключается в том, чтобы понять проблемы ребенка и найти пути их решения.

(4) Назначение ассистентов в школы

В настоящее время во все начальные и средние школы назначаются ассистенты по специальному образованию (teaching assistant for special needs education; ТА). Их роль заключается в том, чтобы ассистировать (оказывать методическую помощь) преподавателям во время уроков, а также оказывать непосредственную помощь нуждающимся детям. К ассистенту по специальному образованию нет особых квалификационных требований, однако для их подготовки школы и комитеты по образованию организуют специальные курсы. Таких ассистентов еще немного, и их не хватает, но спрос на эту специализацию растет, так как именно ассистенты осуществляют непосредственную детальную помощь детям с отклонениями в развитии.

4. Специализированное образование для детей с отклонениями в развитии в рамках общего класса

(1) Создание индивидуального плана

Для детей, которым необходима особая поддержка, преподаватели в содействии с координаторами разрабатывают индивидуальные учебные планы. Для создания плана собирается и обрабатывается информация о медицинской истории ребенка, воспитательной и образовательной истории, проводятся психологическая оценка и тестирование. Также собирается информация о семейной ситуации и учитываются пожелания родителей, и на основании этого вырабатывается траектория обучения ребенка, цели обучения, конкретное содержание обучения. Индивидуальный план очень важен для того, чтобы адекватно оценить реальную ситуацию ребенка и предоставить наиболее подходящие методы обучения.

(2) Конкретные примеры адаптивной педагогики

В каждом классе, где есть дети с отклонениями в развитии, осуществляется всевозможное сопровождение в соответствии с характером отклонения, например:

1. Ребенок с ADHD, который не может сконцентрироваться во время урока. Проблема: ученик 1-го класса начальной школы не может спокойно высидеть урок, много двигается, встает и ходит по классу.

Педагогическое решение: замечания и выговоры вызывают обратный результат, поэтому ребенку поручают задания организационного характера: раздать копии учащимся класса, принести необходимые материалы в класс, взять книги с полки, сделать запись на классной доске, то есть дают такую работу, которая позволяет двигаться.

2. Пример выраженного аутизма с сильным пристрастием к чему-то. Проблема: ученик 2-го класса начальной школы. Каждое утро, даже опоздав, не заходит в класс, пока не посмотрит и не поиграет со шторками вентиляции.

Педагогическое решение: нельзя ругать ребенка и называть его эгоистом. Во-первых, необходимо признать, что это пристрастие - выражение интересов ребенка. Такие пристрастия необходимо разумно использовать в повседневной жизни, например, поручить ребенку поливать цветы каждый день. Если хвалить ребенка сразу после того, как он выполнил такую работу, у него появится уверенность в себе.

3. Ребенок с LD, который пропускает строки при чтении учебника.

Проблема: из-за затрудненности зрительного узнавания строки видятся смешанными, и чтение одной строки за другой по порядку осложнено.

Педагогическое решение: сделана увеличенная копия учебника для облегчения чтения (или же возможно отсканировать текст, при этом изменив величину шрифта, чтобы сделать его удобным для чтения). Также возможно использовать линейку при чтении, чтобы сконцентрировать внимание на строке, читаемой в данный момент.

5. Проблемы и перспективы обучения детей с отклонениями в развитии

Обучение детей с отклонениями в развитии в настоящее время в Японии набирает обороты. Однако в реальности остается много нерешенных проблем. Например, максимальное число учеников в классе 40 человек, по сравнению с западными странами это очень много. У детей с отклонениями в развитии зачастую проблемы с вниманием и общением, поэтому им необходима индивидуальная поддержка в маленьких группах, а в классах такой наполненности отклонения наоборот могут ярко выразиться.

Также одной из проблем является недостаточное количество ассистентов по специальному образованию. К сожалению, на сегодняшний день экономически возможно брать в штат школы только по одному ассистенту. Этого, конечно же, недостаточно, учитывая, что до 6,4% детей в каждом классе нуждаются в особой поддержке.

Кроме этого, дети с отклонениями в развитии часто проявляют проблемное поведение, за что с раннего возраста подвергаются выговорам учителей и родителей. Из-за этого у детей зачастую заниженная самооценка. По этой психологической причине дети склоняются к антисоциальному поведению или же становятся пассивными, то есть встает проблема вторичного отклонения. Построение более эффективной системы поддержки детей с отклонениями в развитии является одной из важнейших проблем Японии.

Журнал «СИБИРСКИЙ ВЕСТНИК СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
© Японский культурный центр «ТОМОДАЧИ»