?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сатоси Аракава
«Предложения по реформированию образования детей с ограниченными возможностями»
(Создание школ и жилых кварталов с инклюзивным обучением)

Издательский отдел Национальной Ассоциации по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями. 2010. (Дополнительное издание)

Обложка

ПРЕДИСЛОВИЕ

8 декабря 2009 г. в Японии был сформирован Штаб по проведению реформ системы обучения лиц с ограниченными возможностями. Возглавил его премьер-министр Юкио Хатояма. Штаб в свою очередь создал рабочий орган – Совет по продвижению реформ системы образования лиц с ограниченными возможностями. В его обязанности входило решение практических задач в данной области. Большое значение имел тот факт, что в работу Совета активно включились не только официальные лица, но и специалисты, принимавшие участие в различных дискуссиях и практических мероприятиях. Они также готовили предложения с целью радикального улучшения сложившейся ситуации.

Тем не менее вплоть до последнего времени дебаты в Японии по проблемам инклюзивного образования в основном сводились к обсуждению проблем приема детей-инвалидов в начальные и средние общеобразовательные школы – иными словами ограничивались «локальным» характером. Сейчас ситуация переменилась – и во главу угла встал вопрос о самом содержании обучения и воспитания детей, страдающими отклонениями в развитии.

Поэтому Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями (в лице Всеяпонского постоянного комитета, возглавляемого автором книги) уже в марте 2010 г. опубликовала свои «Предложения по реформированию образования детей с ограниченными возможностями». В данном документе изложены принципиальные взгляды относительно вариантов создания целых школ и даже жилых кварталов с системой инклюзивного обучения и воспитания.

ГЛАВА 1

К настоящему времени в Японии успешно реализуются права подрастающего поколения на образование и развитие. В наше время правом на обучение в школах и на заботу со стороны государства после ее окончания пользуются не только здоровые дети, но и дети с тяжелыми заболеваниями. Это вызвало к жизни новые требования – все настойчивей звучат пожелания о «специализации» обучения детей с ограниченными возможностями. Со второй половины 90х годов резко возросло число желающих учиться в классах и школах со «специализированным поддерживающим обучением» (СПО).

С другой стороны, в начале 21-го века в системе СПО проявились тенденции конкуренции и погони за внешним успехом. Детей с тяжелейшими заболеваниями подталкивали к достижению пусть кратковременного, но ощутимого, зримого успеха. Результат- ущемление прав детей, как в обычных учебных заведениях, так и в системе СПО.

В этом свете неизбежно встает вопрос о реформе всей системы школьного образования. И действительно, права детей с отграниченными возможностями невозможно разграничить с гарантированием прав на образование, благосостояние и создание семьи всего населения Японии.

В 2010 г. (четвертый год действия системы СПО) наметились некоторые положительные сдвиги. Во всяком случае, по сравнению со временами прежней системы «специализированного образования» резко выросло число «объектов поддержки и расширилась их территориальная база». Постепенно улучшилось качество поддержки детей с ограниченными возможностями и в обычных школах. С 2008го года в штатном расписании учебных заведений появились специальные помощники по СПО (на что были выделены средства из бюджета). Однако в целом остается много нерешенных проблем, сохраняется разрыв между регионами.

Все чаще дети с ограниченными возможностями покидают заведения с СПО из-за «острой конкуренции» среди учащихся и « формализованного подхода к обучению». Порой такие дети становятся объектами издевательств – даже во время приема в учебные заведения. Все больше детей-инвалидов оказываются как бы отстраненными от обычного образования. Пожалуй, можно отметить тенденции к возрождению дискриминации детей-инвалидов (особенно по признакам степени тяжести и особенностей заболевания).

ГЛАВА 2

Цель инклюзивного образования в том, чтобы в соответствии с Конституцией Японии и основным законом об образовании обеспечить условия для их всестороннего развития, их способностей и личности. Только в таком случае больной ребенок может в дальнейшем рассчитывать на получение рабочего места и реальное личное счастье.

В «Предложениях», подготовленных Национальной ассоциацией, в частности содержится пункт о необходимости не просто уровнять в правах детей с особыми образовательными нуждами и обычных школьников, но и гарантировать им право на заботу и специализированную поддержку. В Европе и США широко используется термин «полная инклюзивность». В условиях Японии это предполагает гарантию выпускникам специализированных школ и классов «полноправное участие в жизни общества». При этом исходным моментом является обеспечение «человеческой самостоятельности и полного, эффективного участия в делах общества даже лиц с некоторыми ментальными отклонениями».

Формально понятие «инклюзивности» не слишком отличается от «интеграции». Однако это не так. «Интеграция» базируется на предпосылке существования двух категорий детей – здоровых детей и детей-инвалидов. В соответствии с этим в «интеграции» ставится задача по возможности без какой-либо дискриминации объединить эти две группы. При этом в обычных учебных заведениях система образования остается прежней, и вследствие этого дело кончалось попыткой больных детей приспособиться к условиям школы. Что же касается «инклюзивности», то ее главная мысль заключается в том, что у каждого ребенка есть свои специфические нужды, что изначально класс не рассматривается как однородный коллектив, и в работе с детьми следует учитывать существующие различия и многообразие их запросов. Иными словами в данном варианте не учащиеся приспосабливаются к школе, а школа к учащимся.

При всем уважении к достижениям Европы и США в области инклюзивного образования Японии не следует слепо копировать их систему, ей нужно стремиться к выработке своей, японской системе инклюзива, максимально соответствующей национальным условиям.

При решении вопроса о приеме в школу ребенка с ограниченными возможностями важно в каждом конкретном случае учитывать пожелания родителей или опекунов. В действительности же дела обстоит не так радужно и все запросы не могут быть учтены. Особенно учитывая рост их численности и разнообразия.

Есть случаи, когда в специализированных школах и классах учатся дети с умеренным отставанием в развитии (но никак не с нарушениями интеллекта). Данная категория детей вполне могла бы посещать обычные учебные заведения, которые, однако, прежде должны быть кардинально реформированы.

ГЛАВА 3

Вопросы выбора учебного заведения имеет для родителей детей с ограниченными возможностями весьма важное значение. Еще с довоенных времен все дети были изначально приписаны к школам, расположенным в их жилом квартале. Означает ли это, что ребенок не имеет право посещать учебное заведение, расположенное в другом месте? Необходимо учитывать запросы и требование родителей и попечителей. Это – минимальное условие защиты прав детей на получение образования.

Инклюзивное образование должно представлять собой непрерывный и комплексный процесс реформирования всей системы школьного обучения и воспитания. В радикальной реформе нуждаются прежде всего обычные школы и классы. В январе 2010 г. Министерство образования и науки Японии наконец приступило к пересмотру существующего стандарта, согласно которому число учеников в классе составляет 40 человек, при этом каждые 33 ребенка имеют те или иные отклонения в развитии. Очевидно, что при таких условиях невозможно обеспечить должное внимание учителей к каждому учащемуся. На педагогов ложится непосильная нагрузка. Иногда доходит до расформирования отдельных классов.

Правда, последнее время органы местного самоуправления стали принимать меры по разукрупнению прежде всего начальных классов. В некоторых регионов число учащихся-первоклассников удалось снизить до 25 человек, что однако не говорит о глобальных подвижках в решении вопроса. Жизнь требует скорейшего установления общегосударственного стандарта в 30 человек, а в дальнейшем – в 20 учащихся в классе.

Разумеется, формировать класс должен весь педагогический состав школы, а не только конкретный учитель. Инициатива в работе с проблемными детьми должна принадлежать штатном «Координаторам», однако в силу чрезмерной нагрузки они порой не могут справляться со своими обязанностями, в связи с чем особую остроту приобрела необходимость включения в школьный штат нескольких специалистов определенного профиля. Это должны быть опытные профессионалы с четко юридически прописанными правами и обязанностями. Они должны действовать в тесном контакте с ответственными за конкретный класс педагогами. Кроме того, желательно иметь в штате также и социальных работников. Необходимо активизировать деятельность школьных комитетов, которые на практике держатся лишь усилиями какого-то энтузиаста. Эти меры нужно принимать срочно, тогда будет хороший эффект в работе с проблемными школьниками в общеобразовательных учебных заведениях.

СПО должно быть «сквозным» – от детского сада до средней школы высшей ступени.(имеется в виду вся учебная сеть, включая обычные школы). Однако на деле в Японии пока нет эффективной сети поддержки нетипичных детей в обычных классах. Тем не менее с 2007го года в бюджете страны стали предусматриваться статьи расхода на оплату специалистов по СПО. Однако таких специалистов в стране всего лишь 30 тысяч человек, иными словами, на каждую начальную или среднюю школу приходится только по одному такому специалисту.

Прежде всего надо опираться на специализированные поддерживающие и обычные классы. Одновременно следует целенаправленно стремиться к унификации принципов обучения во всех школах – воспитание в детях уверенности, особенно в тех, кто не может проявить себя в обычном коллективе, с целью воспитать в низ возможности активно участвовать в школьной и обычной жизни.

В свете задач, стоящих перед инклюзивным образованием, сегодня все большее значение приобретает выработка четкой концепции специализированных поддергивающих кабинетов ( этому должна предшествовать широкая дискуссия специалистов и общественности). Возможно, лучше не отказываться от таких кабинетов и классов, а расширить функции обычных классов. Заслуживает внимание опыт города Иокогамы.Там в дополнение к специализированным поддерживающим классам и изначально существовавшим обычным классам создаются специальные кабинеты – как база для поддержки учащихся с ограниченными возможностями.

ГЛАВА 4

В 2008 г. Министерство образования и науки Японии, учитывая непонимание за рубежом японского термина «Токубэцу сиэн кёику» (специализированное поддерживающее образование – Special support education) заменило его на специализированное (поддерживающее) образование для детей с особыми нуждами (токубэцу нидзу кёику – Spеcial needs education) В международном педагогическом сообществе термин «специализированный» (поддерживающий) образование предполагает, что оно предназначено для детей, которые сталкиваются с трудностями в учебе по самым разнообразным причинам. Не только по здоровью. Следовательно, пользуясь этими терминами, надо исходить из того, что по своему реальному смыслу они очень близки.

В последние годы замечено, что количество пропусков школьных занятий напрямую связано с издевательствами, и отклонениями в развитии с другой стороны. Замечено также, что иностранные дети больше подвержены стрессам и меланхолии. Вследствие этого наметилась тенденция к механическому разделению двух видов образовательных нужд у школьников – 1) связанных с наличием отклонений по здоровью, 2) связанных с другими факторами. Насколько правомерно такое разделение? Во многих школах по-прежнему существует единый школьный комитет, который занимается проблемами обоих видов, не подразделяя их.

В серьезную проблему превратилась чрезмерная скученность учащихся в специализированных поддерживающих школах. Активно обсуждается вопрос о разукрупнении и улучшении территориального положения учебных заведений, которые посещают дети с нарушениями интеллектуального развития. Все большую актуальность приобретает улучшение положения школ-интернатов, призванных гарантировать не только посещаемость, но и воспитывать детей, прежде всего способствовать увеличению жизненной силы у учащихся. Кроме того именно школы-интернаты должны стать своего рода базой для формирования специализированных жилых кварталов, стать в определенном смысле местными центрами семьи и жизненного воспитания.

Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями предлагает открыть во всех начальных и средних школах как специальные поддерживающие классы, так и дополнительные обычные классы. Там, где это невозможно, должно быть что-то одно. Потребность в обычных классах вызывается «организационно-административными стандартами». При специальном поддерживающем образовании нередко крайне трудно четко определить нагрузку на каждого педагога. Поэтому желательно иметь дополнительную классную комнату с целью достижения баланса в распределении учебных часов между преподавателями.

Перед СПО ставится задача выработка у выпускников школ способности действовать самостоятельно и принимать участие в жизни общества. Понятие «самостоятельность» распространяется не только на будущую трудовую деятельность, но и на гораздо более широкие и разнообразные сферы. В свою очередь участие в жизни общества предполагает возможность не только работать, но и быть причастным к культуре, спорту, гражданским движениям, и другим видам жизнедеятельности. Содержание обучения в таких школах должно быть многообразным, дабы приучить учащихся к богатствам культуры, выработать у них навыки общения с окружающими, влить в них «жизненную силу».

ГЛАВА 5

Проблемы социальной адаптации детей, а также лиц старшего поколения с ограниченными возможностями может быть решена только согласованными действиями государственных, муниципальных и местных органов власти, специалистов и всего общества. Исключительно важным звеном в данном контексте является создание т.н. инклюзивных жилых кварталов.

На рубеже 20-21 вв. почти все дети с нарушениями зрения и слуха могли поступить в старшие классы соответствующих (попечительских) учебных заведений. Во время учебных занятий они были заняты делом. Однако после занятий в школе и в выходные дни большинство таких детей томилось в одиночестве, в обществе матерей. Школьники с тяжелыми расстройствами вообще не могли принимать участие в жизни своего микрорайона. Дети по сути были оторваны от окружающей среды, а на матерей ложилась дополнительная нагрузка, осложнявшая им поиски приработка.

В настоящее время люди стали понимать важность вовлечения таких подростков в общественную жизнь. При этом формы и масштабы их участия не могут быть одинаковыми- это зависит от желания ребенка и степени тяжести его заболевания. Некоторые предпочитают посещать досуговые клубы, другие – дворцы культуры и спорта и т.д.

Активная работа Национального совета по обеспечению детей-инвалидов во внеурочное время (Дзэнкоку хокагорэн) и Министерства здравоохранения и труда при поддержке общественности принесло неплохие плоды. Удалось собрать 118 тыс. подписей под петицией о формировании системы, гарантирующей участие детей с ограниченными возможностями в жизни их микрорайонов. В декабре 2008 г. документ был одобрен обеими палатами японского парламента.

Разумеется, деятельность детей-инвалидов, их участие в делах микрорайона не должно носить принудительного характера. Возможно, часть таких детей предпочитает спокойно сидеть дома. Но это не снимает с повестки дня необходимость формирования в микрорайонах сети разнообразных клубов и кружков по интересам. Это будет способствовать реализации идеи создания инклюзивных кварталов, которые помогут детям-инвалидам не только нормально посещать школу, но и относительно безболезненно преодолеть переходный период – с окончания школы до последующего трудоустройства. Нужно помнить, что и для ребенка, и для матери жизнь лишается смысла, если они ограничена лишь перемещением с работы в дом и обратно.

Важную роль в помощи лицам с ограниченными возможностями могут играть волонтерские движения. Положение дел в данном вопросе пока не внушает особого оптимизма. Добровольцы охотно помогают детям, взрослые-инвалиды пока не пользуются такой же заботой.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

По какому пути будет идти работа по созданию инклюзивных школ, каким образом будет реализованы права детей и подростков с ограниченными возможностями через учебно-воспитательный процесс и участие в жизни микрорайона? Права на действительно человеческую самостоятельность и эффективное участие в жизни общества?

Вкратце повторим суть «Предложений»:

  • недопустимость приема в школу детей с ограниченными возможностями вопреки их желанию или решению их опекунов

  • предоставление данным лицам полной информации и определение выбора с их согласия учебного заведения

  • обеспечение права детей на обучение в местных начальных и средних школах

  • создание нормальных условий для учебно-воспитательного процесса и разумной заботы о данной категории школьников

  • обеспечение по требованию учащихся или их опекунов возможности обучаться в специализированных поддерживающих школах и классах при одновременном получении необходимых знаний и помощи в обычных классах.

Необходимо развернуть широкую дискуссию о путях формирования условий для инклюзивного образовании. Остается актуальной и проблема СПО. Положение дел в этой области еще рано считать достаточно удовлетворительным.

Есть еще одна важная проблема – повышение обеспечения учебных заведений квалифицированными педагогами и степени их «специализации» с учетом особенностей и нужд учащихся с ограниченными возможностями.

Г. Дуткина,
В. Федяинов
© Японский культурный центр «ТОМОДАЧИ»